Газгольдеры в Дрездене

Газгольдер Эрлвайна стал первой в Европе самонесущей конструкцией из железобетона.

ИСТОРИЯ

Первые два газгольдера дрезденского газового завода были сооружены в период с 1887 по 1891 годы немецким архитектором Теодором Фридрихом. Третий газгольдер, самый большой из них, емкостью 110000 кубометров, был построен в 1909 году по проекту дрезденского архитектора Ганса Эрлвайна. Помимо того, что на тот момент это был самый большой в мире газгольдер (высота 68м, диаметр купола 65м, площадь крыши 4000 кв.м), так еще впервые при его строительстве был использован железобетон.

После перехода на природный газ в 1973 году завод был остановлен, и в 1974 году один из трех газгольдеров разобрали. Оставшиеся два после закрытия предприятия были заброшены, и со временем их состояние стало аварийным. В 1987 году оборудование и внутренние конструкции газгольдеров демонтировали. В 1990-х годах возникла угроза обрушения крыши газгольдера Эрлвайна, и решено было ее взорвать, что и сделали в 1998 году.

Сегодня газгольдер Эрлвайна, с виду напоминающий Колизей, является охраняемым памятником архитектуры, а вот малый газгольдер подвергся реконструкции 9декабря 2006 года был открыт Панометр. Так назвал свое творение берлинский художник иранского происхождения Ядегар Азизи.
Панометр это огромные панорамные картины с углом обзора в 360 градусов, переносящие посетителей в атмосферу то Дрездена 1756 года, в последний день перед вторжением Пруссии, то Дрездена 1945 года, сразу после бомбежки силами союзников в период Второй мировой войны.